Фармацевтический маркетинг заметно отличается. Причина в ограничениях, наложенных законодательством. Однако, отказ от интернет-маркетинга может повлечь снижение уровня продаж. Предлагаю ознакомиться с ключевыми приемами SERM для продвижения лекарств.
Особенности фармацевтического интернет маркетинга
Статья 24 ФЗ «О рекламе» посвящена ограничениям рекламы лекарств. Исходя из требований законодательного акта, все материалы, подготовленные официальными дистрибьюторами должны:
- обращаться к совершеннолетним, т.е. иметь ограничение по возрасту 18+;
- иметь пометку о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистами;
- при продвижении БАД необходима пометка «не является лекарственным средством»;
Любой официальный ресурс, посвященный медпрепарату, согласно редакции 2018 года ФЗ «О рекламе» не должен содержать ссылки на случаи излечения в результате применения препарата и благодарность покупателей.
Но как же работать над репутацией при таких ограничениях?
Как продать лекарство в интернете
Дистанционная продажа лекарств запрещена законодательством, однако, практика показывает, что лекарственные препараты, над продвижением которых активно ведется работа в интернете, продаются лучше.
В качестве примера, приведу «циклоферон». Об уровне доверия к препарату можно судить по истории запросов в wordstat.yandex.
Графики очень похожи, что указывает не на недочеты маркетинговой стратегии, а на сезонность запросов.
За указанное время Яндекс.Новости зафиксировали 154 упоминания препарата в новостях. Что указывает на активную PR компанию. 154 активности / 24 месяца (период с 01.03.2016 по 28.02.2018) = 6,4 активности в месяц, т.е. больше, чем 1 в неделю!
Это полноценный ресурс с полезными статьями и дополнительной информацией для врачей. Обратите внимание на блок, закрепленный внизу экрана «Имеются противопоказания. Перед применением ознакомьтесь с инструкцией», что соответствует требованиям законодательства.
Обращаю Ваше внимание на то, что у производителя есть корпоративный сайт. Однако под этот препарат был создан отдельный ресурс.
Почему так?
Сайт, SEO которого ориентировано на брендовый (в нашем случае Циклоферон) и транзакционные запросы – это относительно дешевый долгосрочный источник трафика, ориентированный на предоставление продающей информации по продукту. К подобным источникам трафика можно отнести сообщества в социальных сетях и каналы YouTube. Не забывайте про wikipedia, она быстро поднимается в поисковой выдаче и также является отличным PR инструментом.
Вернемся к выдаче. ТОП 3 – это портал для специалистов здравоохранения, тут не только описание препарата, но и кабинет компании производителя с новостями и всеми предложениями. Далее выдачу наполняют медицинские справочники с инструкцией препарата, все предложенные Яндексом сайты содержат информацию только по этому препарату.
Если рассматривать выдачу по репутационому запросу, например «циклоферон отзывы», то тут преобладает пользовательский контент. Кто инициировал создание отзывов и упоминаний по продукту – на этот вопрос могут ответить либо маркетологи либо, люди, «съевшие собаку» на подобных активностях. Обычный пользователь, не вникающий в особенности интернет маркетинга, в 70% случаев не усомнится в достоверности комментариев.
Подводя итоги можно сказать, что для успешных продаж лекарств с применением технологий SERM в России используются:
- Сайты фармацевтических компаний;
- Сообщества в социальных сетях;
- Тематические каналы YouTube.
- Продуктовые сайты;
- PR статьи на сторонних ресурсах;
- Блоги на специализированных порталах, ориентированные на врачей;
- Справочники лекарств;
- Сайты отзывов;
- Тематические и околотематические форумы.