Общение с потенциальными и состоявшимися клиентами указывает на то, что границы между пониманием задач PR и рекламы условные. Давайте рассмотрим, чем отличается PR от рекламы и в чем их сходства. Хотим сразу обратить внимание, так как в нашем блоге идет речь об интернет-маркетинге, мы рассмотрим эти понятия в разрезе публикаций на сторонних ресурсах.
Отличия рекламы и PR
Говорят: «Реклама – это за деньги, а PR – по любви», но мы не согласны с этим убеждением. Сейчас и за PR-публикации приходится платить. А происходит это по двум простым причинам:
- Не всегда есть информационный повод (в 90% случаев);
- Даже если информационный повод есть, то для того, чтобы его осветили сторонние ресурсы, с их редакторами надо договориться, а ничто не действует убедительнее денежных знаков.
Конечно, наличие информационного повода снизит затраты на размещение, так как новостные сайты даже в прайсе указывают две цены на размещение. Стоимость публикации новости, как правило, в два, а то и в три раза дешевле. Если говорить о разнице в содержании таких публикаций, то в новости не раскрываются преимущества предложения, а в рекламной статье основной упор на качественных отличиях рекламодателя.
Еще одно отличие PR от рекламы - это цель размещаемой информации. Реклама формирует у читателя устойчивое желание купить продукт/услугу именно у этого продавца. А PR формирует лояльное отношение к бренду. В качестве примера предлагаю заголовок рекламной и PR-статьи: «Полная распродажа в магазине бытовок» и «Производитель бытовок оборудовал складские помещения детского дома».
Эффект от рекламы рекламодатель получает быстро, но краткосрочно. PR работает медленнее, но эффект долгосрочный. Результат успешной PR-стратегии может перечеркнуть только отклонение от нее. Именно по этой причине компания Coca-Cola не меняет собственной стратегии уже несколько десятков лет – продукт позиционируется, как безалкогольный напиток для всей семьи. Маркетологи компании ярко демонстрируют PR-стратегию в рекламных видеороликах, содержание которых только подчеркивает позиционирование продукта.
Еще одним отличием PR от рекламы является охват аудитории. Реклама работает точечно, для успешного проведения кампании важно воздействовать конкретно на целевую аудиторию. В то время как PR работает с мнением общественности в целом. Опять же в качестве примера приведем компанию Coca-Cola. В 1931 году именно они разработали дизайн красно-белого костюма Санта-Клауса, до этого момента у любимца детей всего мира не было «униформы»! Как выглядит Санта, знают даже те, кто не употребляет продукта компании.
Итак, отличия:
- Цель (экономическая и социальная составляющая): реклама = продажи, PR = лояльное отношение к бренду;
- Стоимость размещения;
- Содержание;
- Временные показатели эффекта;
- Охват аудитории.
Что же общего
Оба инструмента - неотъемлемые составляющие маркетинга. Рекламная и PR-кампания преследуют единую КОНЕЧНУЮ цель – продажи. PR-стратегия может поддерживаться в рекламной кампании, опять же, пример с Санта Клаусом и рекламными видеороликами в декабре-январе каждого года.